Тюркская письменность
Колыбель Тюркского мира. Центральная и средняя Азия издавна связывала важнейшие культурные центры Востока и Запада и была местом, куда кочевали тюркские племена, оставившие ценнейшие памятники культуры, в том числе и письменные.
Древнетюркское письменность (орхоно-енисейская письменность) — письменность, применявшаяся в Центральной Азии для записей на тюркских языках в VIII—X вв. н. э., но известна с V—III вв. до н. э. Древнетюркская письменность использовалась литературным языком (наддиалектный койне) того времени, который также называется языком орхоно-енисейских надписей, очень редко рунами. Старое название дано по местам находок в долине Орхона и верховьях Енисея.
Изучение языка этих памятников помогает в решений ряда важных проблем развития тюркских племен и оценки того вклада, который внесли древние тюрки в сокровищницу мировой цивилизации.
Древнетюркские племена прошли сложный исторический путь развития и корни их языка уходят глубоко в древность. Фонетика, лексика и грамматический строй языка древнетюркских племен - продукт целого ряда эпох. Язык племен, живших на обширных территориях тюркского каганата, был очень близок.
Памятники, написанные древнетюркским письмом, были созданы в тех областях Центральной и Средней Азии и Сибири, в которых в раннем Средневековье располагались государственные образования восточных и западных тюрков, тюргешей, карлуков, огузов, древних уйгуров, енисейских кыргызов и др. Тюркской полукочевой цивилизации.
Тюркский каганат имел свою письменность и ей минимум 1500 лет, неизвестно также время формирования письменности, а уж тем более неизвестно точное время формирования языка, что по некоторым данным говорит примерно от 15 до 10 вековой истории до Тюркского Каганата.
В 25 ноября 1893 году датский ученный лингвист Вильгельм Томсен дешифрировал древнетюркское письмо. Первое распознанное слово было — Тенгри (Бог). В тюркских языках Тәңір используется до сих пор, что примечательно, тюркские народы сохранили это и практически все слова даже спустя 1500 лет, без особых изменений, явно указывая прямую преемственность тюркских народов от древнетюркского Каганата.
В истории тюркских народов Тюркский алфавит является самым древним. Алфавит которым пользовались составители тюркских надписей (как орхонских так и енисейских), представляет собой единую систему знаков или букв. По мнению Игоря Алексеевича Батманова (Заслуженного деятеля науки Киргизской ССР 1963 года), они имеют лишь стилистические отличия, связанные с тем что енисейские памятники отражают более архаичную разновидность букв, а орхонские более поздние, характеризуются отработанным их изображением, эволюционировавшим около 200 лет".
Чтобы научиться пользоваться текстом орхоно-енисейских памятников, а именно тюркской письменностью прежде всего надо знать алфавит и этот алфавит полноценный давно приспособленный к тюркским национальным буквам и звукам и готов к использованию хоть сейчас лишь с небольшими филологическими современными изменениями.
В языке надписей насчитывается 35 знаков с некоторыми вариациями.
Направление письма справа налево
Каждый знак имеет свое определенное начертание и один с другим как правило не соединяется
Четыре знака алфавита служили для обозначения восьми гласных.
Согласные делятся на одинарные, парные, и звукосочетания.
Разделительным знаком между словами служит двоеточие
Данный алфавит результат развития культуры самих тюркских племен.
Платон Михайлович Мелиоранский 1900 году писал: "Ни один алфавит в мире не может дать читателю или исследователю вполне точного понимания о звуках и звуковых комплексах языка, который он изображает".
Известно, что позднее часть тюркских народов пользовалась арабским алфавитом, но орхоно-енисейский был пригоднее для любого тогдашнего тюркского языка. поэтому древние тюрки успешно применили весьма своебразный свой алфавит. "Алфавит надписей...был превосходно приспособлен к тюркскому языку, особенно к закону сингорманизма и в этом отношений представляется гораздо более совершенным, чем сменившие его алфавиты уйгурский и арабский"
Современные тюркские языки состоят из 40-75 % древнетюркского языка, который был высечен на стеллах Культегина 1500 лет назад.
Культегин пишет "Я день не спал, ночь не спал, я малочисленный народ сделал многочисленным, бедный народ сделал богатым". Что говорит о масштабе социально экономических размышлениях о своем народе и показывает высокий уровень культуры. Можно сказать кодекс государственного служащего. Стоит отметить, что Култьтегин пишет, не только о походах, но и о сохранении в народе единства, сохранении культуры, сохранении земли, также о развитии народа.
Памятники древнетюркского письма располагаются на территории таких современных стран как Монголия, Россия, Казахстан, Киргизия, Китай и . Один из редких рукописных памятников — Книга гаданий.
В Республике Қазақстан с 2014 года отмечается и учрежден Парламентом Казахстана и утвержден правительством 18 мая день Тюркской письменности.