forkredit.com | www.sadowod.com | - | finntalk.com

Хан Гуюк папе римскому Иннокентию IV

𐱅𐰭𐰼𐰃

Первая строка письма хана Гуюка папе римскому Иннокентию IV (1246). Письмо Гуюка написано по-персидски на длинной (1 м 12 см), но узкой (20 см) бумаге, состоящей из двух склеенных кусков. В конце письма в месте склейки листов имеются красные оттиски печати. Письмо это считалось утерянным и монголоведы строили всякие предположения о содержании его и о характере письменности. Оказалось, что выражение «по-саррацински» в данном случае следует понимать по-персидски. Письмо было обнаружено в 1920 г. в архиве Ватикана польским ученым монахом Кириллом Каралевским, сфотографировано и передано на изучение иранисту Массэ, который первый сделал перевод этого письма.

Beñgü Teñri küç bertük üçün, …» (С силой данною Тенгри, …) Это тенгриано-тюркское начало всех дел и всех писем.

Ибн Фадлан о тюрках

𐱅𐰭𐰼𐰃

Как известно, тюрки издревле верили в единого Бога.
Ибн Фадлан, арабский путешественник X века, пишет: «А если кого-нибудь из них постигает несправедливость или случится с ним что-либо неприятное, он поднимет свою голову к небу и говорит: "Бир тенгри", а это по-тюркски "[клянусь] богом единым", так как "бир" по-тюркски "один", а "Тенгри" на языке тюрок — "Бог"».

Также стоя поднимают голову к небу и вытягивают руки перед собой к небу с открытыми ладонями при благодарности, прошений или радостной новости или радостном предприятии.


Разбор имени создателя Таңірі

𐱅𐰭𐰼𐰃

Разбор именования создателя Таңірі

За основу взят Казахский язык, как один из больших и богатых на синонимы языков Тюркского языка и по количеству слов в словаре Казахского языка.

Таң
I. рассвет; утренняя заря
таң ағару → светать
таң ағарып атқанда → когда наступил рассвет
таң азаннан → с утренней зарей
таң алдында → на рассвете; перед рассветом
таң алдындағы салқын жел → предрассветный прохладный ветерок
таң арайы → рассвет

"Codex Cumanicus"

𐱅𐰭𐰼𐰃

"Inanïrmen barčaλa erkli Ata Teŋrigä, kökni-yerni, barča körünür-körünmeznï yaratti dey".

"Верую во единого Всемогущего Тенгри-Отца, который создал небо и землю, все видимое и невидимое".

"Codex Cumanicus",
Сборник кипччакских молитв, гимнов и загадок XIII-XIV в.в.

Коктюркизм

𐱅𐰭𐰼𐰃

Кокотюркизм - Көктүркшілік вера в  Кюк-Тенгри (Синее Небо, Небесный Тенгри) — Бог, Единое, творец всего, мы находимся в нём, и он находится в каждой частице нас, мира -вселенной. Тенгри дал законы: одни из основных является созидание, развитие, равновесие. последователи небесных тюрков.

Как исследователи, так и сами современные коктюркисты считают, что Кокотюркизм имеет сакральные тексты выбитые на тюркских стеллах, кодекс куманикусе и основывается на устной эпической традиции.

Вера в Тенгри,

Вера в Тенгри творца,

Вера в Тенгри дающего жизненную силу Құт,

Вера и почитание душ умерших предков

Вера в Тенгри вездесущего

Вера в Тенгри карающего, забирающего жизненную силу Құт,

Вера в вечную жизнь после смерти

Вера в потребление только нужной энергии, ресурсов, вера в  рационализм, практичность, разум, постоянное стремление к улучшениюи развитию.

Отсутствие пророков, храмов, всё небо, вся вселенная "храм".

Вера в законы Тенгри

Кокотюркизм— обычно понимается пантеистически/панентеистически как неантропоморфный Абсолют с переплетением анимизма. 

«Бог» лучше всего понимается в сближении со Вселенной. Коктюркисты не верят в личностного, антропоморфного Бога. Вселенная как всеобъемлющее единство и святость природы. Коктюркизм отвергает антропоцентризм, признавая фундаментальное единство всего живого и неживого, необходимость почтительного отношения к природе. Бог присутствует во всех вещах, включает в себя Вселенную, Некий аспект Бога является трансцендентным по отношению к окружающему миру и имманентным.

Коктюркисты признают существование Бога и сотворение им мира, но отрицающее большинство сверхъестественных и мистических явлений, Божественное откровение и религиозный догматизм. Большинство коктюркистов полагают, что Бог после сотворения мира  влияет на события, но не управляет ими полностью. Коктюркизм предполагает, что разум, логика и наблюдение за природой — единственные средства для познания Бога и Его воли. Коктюркизм высоко ценит человеческий разум и свободу. Коктюркизм стремится привести к гармонии науку и существования Бога, а не противопоставлять науку и религию.

Папский легат Карпини о вере тюрков

 𐱅𐰭𐰼𐰃

Папский легат Карпини о вере тюрков писал так: «Они веруют в единого Бога, которого признают творцом всего видимого и невидимого, а также признают его творцом как блаженства в этом мире, так и мучений, однако не чтят его молитвами, или похвалами, или каким-то обрядом»

 

Монах удивился вере степняков, похожей на христианство, но непонятной ему. Он обратился к сопровождающему, а тот его поправил: «Не говорите, что господин – христианин. Он не христианин». И монах понял, что население не христианское, хотя и кажется таковым.

Византийский историк о религии гуннов

𐱅𐰭𐰼𐰃

Тюрки превыше всего чтут огонь, почитают воздух и воду, поют гимны земле, но поклоняются Единственному тому, кто создал небо и землю, и называют его Богом Тенгри. © Фео-филакт Симокатта, византийский историк, 580-630 годы.

Тенгри

Те́нгри др.-тюрк. 𐱅𐰭𐰼𐰃, *teŋri / *taŋrɨ.

В других языках: каз.Tәңiр; кирг.Теңир; тур. и азерб. Tanrı; башк. и тат.Тәңре; саха,якут. Таҥара; кум. Тэнгири, тув. Дээр, ст.-монг.ᠲᠨᠭᠷᠢ Tngri; монг.Тэнгэр, калм. Teңгри; булг. Тангра; чув.Турă; карач.-балк. Тейри; уйг.Тәңри; упр. кит.: 腾格里, путунхуа Ténggélǐ, венг.Tengri,  туркм.Tañry; узб.Tangri; 

 Теңри — верховное божество народов Евразии тюркского происхождения, философия которого включает в себя единобожие, пантеизм, деизм и анимизм.

Другое его название — «Кок Тенгри / Көк Тәңірі» (Небесный Бог, Верховный Бог). .

Сейчас на сайте 164 гостя и нет пользователей