forkredit.com | www.sadowod.com | - | finntalk.com

Тюрки в мусульманском мире

Исламизация тюркских государств

Автор: Рустан Рахманалиев. Опубликовано в Тюрки в мусульманском мире

С появлением ислама начинается новая эпоха, которая называется эпохой хиджры (622 г. – бегство Мухаммеда из Мекки в Медину, от которого мусульманство ведет свое летоисчисление).

Ислам в Центральной Азии проповедовали тюркам люди, убежденные в превосходстве этой религии и не сомневающиеся в том, что она будет горячо принята. Начиная с царствования омейадского халифа Хишама (722–743 гг.), если верить историку Якуту, миссионеры добирались до тюркских правителей и предлагали им обратиться в ислам. Такие миссии посылались неоднократно и позже; к этому массовому движении примыкали также торговцы и дервиши, бродившие по степям.

Арабские коммерсанты, очень активные в первые столетия хиджры, в основном занимались пропагандой ислама, предлагая следовать их примеру «на всех путях и во всех царствах». Они пользовались покровительством первой экономической державы мира и являлись представителями самой высокой

Тюркские гулямы

Автор: Рустан Рахманалиев. Опубликовано в Тюрки в мусульманском мире

Лет через 50 после хиджры тюрки, а вместе с ними и другие представители евразийцев начали проникать в мусульманский мир.

В то время, когда миссионеры начали проповедовать ислам в Центральной Азии, тюрки уже поступали в качестве рабов на земли халифов.

В 674 г. правитель Басры сформировал мощный отряд из двух–четырех тысяч искусных тюркских лучников, взятых в плен в Бухаре. Их воинские качества сразу получили признание, и арабы решили использовать их.

Некоторые историки считают, что аббасиды, а по их примеру и другие феодалы, вступившие в бесконечные схватки с арабами и их союзниками, брали к себе на службу иностранные военные отряды умышленно, поскольку те не имели связей с местным населением, а потому отличались преданностью. Но если бы дело обстояло именно так, наемники скоро бы вышли из подчинения и предали бы своих хозяев, в результате для последних это было бы даже опаснее, чем

Караханидский каганат

Автор: Рустан Рахманалиев. Опубликовано в Тюрки в мусульманском мире

В IX в. наиболее значительным тюркским племенем Семиречья были карлуки, кочевья которых тянулись на огромном расстоянии – от долины Таласа до Тарима в Восточном Туркестане. Кочевья эти во многих местах шли вдоль караванного пути и с юга обходили Иссык‑Куль. Требовалось 30 дней, чтобы пройти караванным путем от западных границ карлукских владений до восточных. Карлуки обосновались в Семиречье еще в 766 г., после разгрома тюргешей и захвата власти в стране. Это был процветающий край. Карлуки жили не только в селениях, но и в городах (крупные карлукские города – Кулан (Луговая) и Мерке) и имели достаточно высокий уровень культуры. По роду хозяйственной деятельности они занимались звероводством, кочевым скотоводством, земледелием.

Карлуки создали свое государство со столицей Кара‑Орду. После падения Уйгурского каганата вождь карлуков стал считать себя последователем уйгуров, его звали Билке Кюл Кадыр‑хан.

Вторым крупным тюркским племенем Семиречья были чигили. Они жили главным образом на северо‑востоке от озера Иссык‑Куль, хотя селились и в районе

Тюрки и Египет

Автор: Рустан Рахманалиев. Опубликовано в Тюрки в мусульманском мире

Иностранный легион – изобретение древнее. Обычно наемники – свободные люди, поступающие на службу добровольно, но в Египте их роль выполняли мамлюки, буквально «принадлежащие», т. е. рабы. Остановимся на их роли в истории более подробно.

Казалось бы, мамлюкам легче всего было принять ислам, что давало свободу, и раствориться в конгломерате народов мусульманского мира. Но они избегали свободы как огня, и не зря. Одинокий человек на чужбине, без денег и друзей, обречен на самую жалкую жизнь. А находясь в войске, он был сыт, одет, вооружен и имел прекрасную перспективу повышения, потому что султан или эмир нуждался именно в его преданности и доблести. Местных мусульман в эту гвардию не допускали: они были связаны с населением. Согласно шариату, мусульманин не может быть продан в рабство, поэтому в Египте покупали только язычников и христиан.

Гвардию мамлюков составляли кыпчаки из южнорусских степей, объединявшие вокруг себя славян, мордву, тюрков, монголов и горцев‑черкесов.

Государство Газневидов

Автор: Рустан Рахманалиев. Опубликовано в Тюрки в мусульманском мире

Около ста лет (900–999 гг.) Хорасан и другие области, начиная от Сырдарьи до Багдада и от Хорезма до границ Индии, входили в состав ираноязычного государства Саманидов, центр которого был в Центральной Азии.

Вторую половину X в. саманидское правительство было занято борьбой с центробежными тенденциями. Власть пыталась противопоставить дехканам и феодальному ополчению тюркскую гвардию и новую военную знать из верхушки гулямов.

В это время, в 962 г., полководец Алптегин, выходец из тюркских гулямов, владевший почти 500 селениями и 100 тыс. голов лошадей, попал в опалу при саманидском дворе. (В разделе «Тюркские гулямы» мы довольно подробно останавливались на выдающихся исторических личностях – Алптегине и его преемнике – Себуктегине.)

Сейчас на сайте 143 гостя и нет пользователей