forkredit.com | www.sadowod.com | - | finntalk.com

Тюрки в мусульманском мире

Конфликты между тюрко‑мусульманскими государствами в XI в.

Автор: Рустан Рахманалиев. Опубликовано в Тюрки в мусульманском мире

В конце первого тысячелетия христианской эры встал вопрос, приведет ли союз тюрков и ислама, который столь блестяще состоялся у Караханидов, к распространению мусульманства в Китай или, напротив, в сторону запада, поскольку две силы, направленные в противоположные стороны, создавали неустойчивое равновесие в Мавераннахре. Этот вопрос решился быстро. Обращение Караханидов в ислам особенно не изменило обычный ход тюркской истории, т. е. в постепенном продвижении с востока на запад. Конечно, в текстах XI в., особенно в работах Махмуда аль‑Кашгари, взволнованно описываются великие сражения мусульман в Азии против неверных. Очевидно также, что Караханиды, которые не составляли единого фронта, будучи разделенными на княжества, вынуждены были вести борьбу с северными варварами (а их огромная масса все еще состояла в основном из язычников, как свидетельствует тот же Кашгари) и против уйгуров на востоке. Но единственную широкомасштабную экспедицию в этом направлении осуществил Кадир Кара Юсуф (ум. в 1032 г.), и она увенчалась взятием буддийского Хотана. Их больше интересовали завоевания Мавераннахра и Хорасана. Шла война между Ираном и Тураном, между оседлыми и кочевыми племенами, между иранизированными тюрками и арабизированными иранцами.

Государство сельджуков

Автор: Рустан Рахманалиев. Опубликовано в Тюрки в мусульманском мире

В 985 г. племя кыныков из огузской конфедерации, под защитой крыльев коршуна – своего родового тотема, покинуло северные земли и разбило лагерь на правом берегу Сырдарьи, на территории, подконтрольной саманидам, или в близком соседстве с ними, а если быть точнее, в Джанде, городе, основанном, по преданию, мусульманами. Предводителем племени был некий Сельджук, отец которого был на службе у хазарского принца. Сведения о его происхождении есть в «Малик‑намэ» («Книге царей»), ныне утраченной, но часто упоминаемой историками прежних эпох.

Сельджукское объединение сформировалось из тюркских племен, населявших бассейн среднего течения Сырдарьи и предгорий Каратау. Основное ядро этой группировки составляли огузские племена. Они вели кочевой и полуоседлый образ жизни. В дальнейшем их состав пополнился кыпчакскими и другими тюркскими племенами. Первоначально объединение насчитывало 24 племени: кынык, баюндур, ива, салур, афшар, бектили, баят, имур, язгыр, кара‑булак, алка‑булак и т. д.

Хорезмшахи

Автор: Рустан Рахманалиев. Опубликовано в Тюрки в мусульманском мире

Хорезм в X в. оставался полунезависимым владением в составе Саманидского государства. Когда караханидское завоевание привело к падению династии Саманидов и распаду огромной территории Саманидского государства, Хорезм, благодаря своему окраинному положению, не вошел ни в Караханидское, ни в Газневидское государство. Предоставленный самому себе, Хорезм оказался в весьма благоприятных условиях для своего дальнейшего роста, так как находился на перекрестке торговых путей из Поволжского региона через Центральную Азию в Моголистан и Китай, с одной стороны, и в Иран – с другой. Кроме того, Хорезм вел торговлю с кочевой огузской степью, которая поставляла на пограничные хорезмские рынки скот, мясо, шерсть. Вследствие этого страна богатела, в особенности города.

До 996 г. Хорезм разделялся на две части – Южный и Северный Хорезм. Столицей Южного Хорезма был древний город Кят, где восседал правитель с титулом хорезмшаха, столицей Северного Хорезма был Ургенч, который являлся местопребыванием эмира.

Сельджуки Малой Азии

Автор: Рустан Рахманалиев. Опубликовано в Тюрки в мусульманском мире

Победа при Маницкерте, нашедшая на Востоке шумный отзвук, передала Малую Азию сельджукам. Огузы легко и быстро проложили дорогу в глубь страны, отряды акынджы (налетчиков) временами лавинами подступали к Черноморскому проливу, к воротам столицы Византии – Константинополю.

После битвы при Маницкерте греки, лишившись своей мощи, вынуждены были вступить в союз с тюрками. Это не представляло для них большого труда. Они не видели в тюрках ни своих исконных врагов, какими являлись иранцы, ни приверженцев враждебной религии, какими были арабы; они давно знали их как варваров, которые угрожали границам Европы, как наемников, служивших в их собственной армии, наконец, плоскогорье Малой Азии, в достаточной степени разграбленное, мало интересовало их, так как они тяготели к побережью, где порты давали им богатство и силу. Достаточно было контролировать действия тюрков и уменьшить исходившую от них опасность. С этой целью они использовали старый метод, метод китайцев и римлян – он заключался в том, чтобы сделать их членами федерации на принадлежавших им же самим землях. Это рискованный и поистине безумный ход, который никогда не приводил ни к чему хорошему, но к которому всегда прибегали, поскольку другого не было, а иллюзии никогда не умирают!

Мусульманская Азия XI–ХII вв. – «Сельджукский Восток»

Автор: Рустан Рахманалиев. Опубликовано в Тюрки в мусульманском мире

Подведем итоги, поскольку множество событий, происходивших на мировой сцене, мешают нам увидеть главное: тюркский мир потерял свой центр тяжести и, смещаясь к западу, оказался в самом лоне Дар аль‑Ислама, тем самым расширив его границы.

До первого тысячелетия нашей эры Отюкен, т. е. северная часть Монголии, земля, которая, по выражению самих тюрков, «держит империю», оставалась в их руках: после хуннов там обосновались ту‑кю, жужани, уйгуры и кыргызы. Все они черпали оттуда силы, которые предстояло проявить и в Китае, и в Европе. Несмотря на то, что тюрки издавна смотрели больше на запад, чем на восток, в Х в. они, тем не менее, вторглись в Поднебесную империю.

Сто лет спустя все изменилось, еще большие перемены произошли в XII и XIII вв. В Монголии тюркские племена были неспособны бороться за главенство среди монголов: путь в Китай был закрыт для первых и открыт для вторых. Некоторые тюрки были оттеснены на север, в Сибирь, например предки тех, которых русские назовут, согласно тунгусской терминологии, «якутами» и которые жили севернее байкальских тюркских племен. Другие ушли на запад, на территорию,

Сейчас на сайте 71 гость и нет пользователей