forkredit.com | www.sadowod.com | - | finntalk.com

Тюрки в мусульманском мире

Кочевые и оседлые народы

Автор: Рустан Рахманалиев. Опубликовано в Тюрки в мусульманском мире

Часто говорят о миллионах и миллионах тюрков, которые передвигаются по землям ислама, но при этом забывают о том, что вчерашняя демография абсолютно отличается от сегодняшней. Согласие здесь достигнуто только в том, что были районы постоянного расселения и районы перевалочные или транзитные, что плотность пришлого населения не везде была одинаковой, что за первой волной XI в. последовала по крайней мере еще одна, вторая волна в XIII в., как результат тюркомонгольского нашествия.

В Индию в основном пришли солдаты, которые сформировали аристократию и быстро иранизировались, а затем индуизировались.

Арабский Ближний Восток также привлекал военных, а местные климатические условия не позволяли массам селиться там со своими стадами. Они даже не сохранили всю полноту власти, которая осталась в руках крупных местных семейств, в этом смысле особенно примечателен пример курда Саладина.

Тюрки и Крестовые походы

Автор: Рустан Рахманалиев. Опубликовано в Тюрки в мусульманском мире

О крестоносном движении в целом следует сказать особо, ибо тюрки имели к этому непосредственное отношение.

В XI–XII вв. стихийное передвижение людей в разных концах Европы охватило весь христианский мир: начались Крестовые походы. Европа бурлила: немцы и датчане нападали на западных славян, испанцы давили на арабов и отняли у них Сицилию, французские нормандцы захватили Англию, покончив с реликтом Великого переселения народов.

Число неуправляемых и свирепствующих на территории Франции и Германии росло. Чтобы спасти свои государства и генофонд, нужна была психологическая доминанта, иными словами, цель, которая локализовала бы избыточную энергию и сбросила ее на сторону.

Тогда‑то Отцы Церкви выработали идею священной войны, в которой христианский мир представал как родина, которую надо защищать от «сарацин».

Эмират Зенги и принципат Нур ад‑Дина

Автор: Рустан Рахманалиев. Опубликовано в Тюрки в мусульманском мире

Настоящими противниками крестоносцев, кроме египтян, были сельджуки Сирии. С падением сильного, хотя и слишком властолюбивого Тутуша (ум. в 1095 г.), в Сирии господствовала повсеместная неурядица, сельджуки, раздираемые противоречиями, были неспособны организоваться, несмотря на существование двух могущественных семейств дома Тутуша – его сыновей, Ридвана в Алеппо (1095–1133 гг.) и Докака в Дамаске (1095–1104 гг.). Эти принцы, подобно всем остальным сельджукам Ирана, передали реальную власть своему атабеку, наставнику, «второму отцу», тюрку Тогтегину (ум. в 1128 г.).

В 30‑х гг. XII в. в менталитете мусульман происходят изменения. С момента появления крестоносцев на Востоке они вызывают гнев у всех своим жестоким, сектантским, варварским поведением, что приводит к упорному сопротивлению мусульман. В 1104 г., а также после поражения крестоносцев в битве при Харане в 1114 г. все города в окрестностях Антиохии, населенные восточными христианами, открыли свои ворота эмиру Халеба. В 1117 г., когда войско мусульман шло по землям Галилеи, мусульманское население выступило против христиан и предоставило их врагам проводников и продовольствие.

Истоки «Желтого крестового похода»

Автор: Рустан Рахманалиев. Опубликовано в Тюрки в мусульманском мире

В 1137 г. каракитайский хан Елюй Даши покорением Кашгара и Хотана восстановил против себя весь мусульманский мир. Иными словами, положение на западной окраине Каракитайского (буддийского) ханства было весьма напряженным, тем более что за спиной мелких мусульманских князей стоял сельджук Санджар (см. «Государство сельджуков»), командующий самой сильной армией из тех, что действовали на Ближнем Востоке.

В 1141 г. возник грандиозный конфликт. На борьбу с неверными явился султан Санджар, сопровождаемый вспомогательными отрядами из Хорасана, Седжестана и горных областей Гура, Газны, Мазандарана. Здесь были лучшие войска мусульманского мира, закаленные в боях с греками и крестоносцами, экипированные по последнему слову тогдашней техники. Войско Санджара исчислялось приблизительно в 100 тыс. всадников. Таких сил не выставляли даже против крестоносцев.

Но, несмотря на все это, в 1141 г. на Катванской равнине, лежавшей между Ходжентом и Самаркандом, Елюй Даши, разделив свое войско на три части,

«Султан ислама»

Автор: Рустан Рахманалиев. Опубликовано в Тюрки в мусульманском мире

Полновластный правитель Египта Саладин от имени Hyp ад‑Дина упразднил халифат Фатимидов, создал суннитские школы (медресе) и провозгласил о возвращении Египта в лоно халифата Аббасидов. Египтяне встали на сторону нового режима. Затем Саладин объявил себя маликом, то есть королем, завоевал Верхний Египет и направил свои войска в Йемен. При помощи силы утверждалось господство Саладина в Египте. Он стал соперником для Hyp ад‑Дина, тщетно пытавшегося вернуть его под свою власть. Hyp ад‑Дин потребовал, чтобы Саладин присоединился к его походу в Трансиорданию, для того, чтобы атаковать там тюркские крепости. Саладин подчинился приказу, но всякий раз, и в 1171 г., и в 1173 г., его войско отходило сразу после непродолжительной атаки. Hyp ад‑Дин решил захватить Египет и вырвать его из рук своего наместника, но 15 мая 1174 г. он умер. Саладин становится главной силой ислама.

На момент смерти Hyp ад‑Дина Саладин был правителем только Египта. После 1174 г. он завладел Дамаском, Хомсом, Хамой, а затем занял три четверти территории Сирии. Но его попытка объединить Египет и Сирию натолкнулась на сопротивление Халеба. Ему понадобилось девять лет (с 1174 по 1183 г.), чтобы создать самое большое государство на Востоке после государства сельджуков. Делал он это во имя объединения исламского мира, необходимого для

Сейчас на сайте 31 гость и нет пользователей